Особенности тормозной системы УАЗ

Автомобили УАЗ Патриот, Хантер, Буханка имеют рабочую тормозную систему и стояночную тормозную систему в целом она не имеет конструктивного отличия.
УАЗ-Хантер 469
Рабочая тормозная система до УАЗ-315195 (УАЗ-Хантер 469) была с барабанными тормозными механизмами на всех колесах. Начиная с УАЗ-Хантер на передние колеса устанавливаются дисковые тормоза.
Гидропривод, начиная с УАЗ-3151* стал с двумя раздельными ветвями приводимый двухкамерным главным цилиндром. Одна ветвь – к тормозным механизмам передних колес, другая – к тормозным механизмам задних колес.

Стояночная тормозная система с барабанным тормозным механизмом, расположенным за раздаточной коробкой и действующим на задний карданный вал, имеет ручной механический привод.

Гидравлический тормозной привод автомобилей является гидростатическим, т. е. таким, в котором передача энергии осуществляется давлением жидкости. Принцип действия гидростатического привода основан на свойстве несжимаемости жидкости, находящейся в покое, передавать создаваемое в любой точке давление во все другие точки при замкнутом объеме.

Принципиальная схема рабочей тормозной системы автомобиля
Условные обозначения на принципиальной схеме рабочей тормозной системы автомобиля УАЗ-3151 (УАЗ-3741)

  1. тормозной диск;
  2. скоба тормозного механизма передних колес;
  3. передний контур;
  4. главный тормозной цилиндр;
  5. бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости;
  6. вакуумный усилитель;
  7. толкатель;
  8. педаль тормоза;
  9. выключатель света торможения;
  10. тормозные колодки задних колес;
  11. тормозной цилиндр задних колес;
  12. задний контур;
  13. кожух полуоси заднего моста;
  14. нагрузочная пружина;
  15. регулятор давления;
  16. задние тросы;
  17. уравнитель;
  18. передний (центральный) трос;
  19. рычаг стояночного тормоза;
  20. сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости;
  21. выключатель сигнализатора стояночного тормоза;
  22. тормозная колодка передних колес
Принципиальная схема гидропривода тормозов показана на рисунке.
Привод состоит из главного тормозного цилиндра, поршень которого связан с тормозной педалью, колесных цилиндров тормозных механизмов передних и задних колес, трубопроводов и шлангов, соединяющих все цилиндры, педали управления и усилителя приводного усилия.

Трубопроводы, внутренние полости главного тормозного и всех колесных цилиндров заполнены тормозной жидкостью. Показанные на рисунке регулятор тормозных сил и модулятор антиблокировочной системы, при их установке на автомобиле, также входят в состав гидропривода.

При нажатии педали поршень главного тормозного цилиндра вытесняет жидкость в трубопроводы и колесные цилиндры. В колесных цилиндрах тормозная жидкость заставляет переместиться все поршни, вследствие чего колодки тормозных механизмов прижимаются к барабанам (или дискам). Когда зазоры между колодками и барабанами (дисками) будут выбраны, вытеснение жидкости из главного тормозного цилиндра в колесные станет невозможным. При дальнейшем увеличении силы нажатия на педаль в приводе увеличивается давление жидкости и начинается одновременное торможение всех колес.

Чем большая сила приложена к педали, тем выше давление, создаваемое поршнем главного тормозного цилиндра на жидкость и тем большая сила воздействует через каждый поршень колесного цилиндра на колодку тормозного механизма. Таким образом, одновременное срабатывание всех тормозов и постоянное соотношение между силой на тормозной педали и приводными силами тормозов обеспечиваются самим принципом работы гидропривода. У современных приводов давление жидкости при экстренном торможении может достигать 10–15 МПа.

При отпускании тормозной педали она под действием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение своей пружиной возвращается также поршень главного тормозного цилиндра, стяжные пружины механизмов отводят колодки от барабанов (дисков). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр.

Преимуществами гидравлического привода являются быстрота срабатывания (вследствие несжимаемости жидкости и большой жесткости трубопроводов), высокий КПД, т. к. потери энергии связаны в основном с перемещением маловязкой жидкости из одного объема в другой, простота конструкции, небольшие масса и размеры вследствие большого приводного давления, удобство компоновки аппаратов привода и трубопроводов; возможность получения желаемого распределения тормозных усилий между осями автомобиля за счет различных диаметров поршней колесных цилиндров. Недостатками гидропривода являются: потребность в специальной тормозной жидкости с высокой температурой кипения и низкой температурой загустевания; возможность выхода из строя при разгерметизации вследствие утечки жидкости при повреждении, или выхода из строя при попадании в привод воздуха (образование паровых пробок); значительное снижение КПД при низких температурах (ниже минус 30 °С); трудность использования на автопоездах для непосредственного управления тормозами прицепа.

Для использования в гидроприводах выпускаются специальные жидкости, называемые тормозными. Тормозные жидкости изготавливают на разных основах, например спиртовой, гликолевой или масляной. Их нельзя смешивать между собой из-за ухудшения свойств и образования хлопьев. Во избежание разрушения резиновых деталей тормозные жидкости, полученные из нефтепродуктов, допускается применять только в гидроприводах, в которых уплотнения и шланги выполнены из маслостойкой резины. При использовании гидропривода он всегда выполняется двухконтурным, причем работоспособность одного контура не зависит от состояния второго. При такой схеме при единичной неисправности выходит из строя не весь привод, а лишь неисправный контур.
Исправный контур играет роль запасной тормозной системы, с помощью которой автомобиль останавливается.

Рабочая тормозная система автомобилей УАЗ

Тормозной механизм переднего колеса у автомобилей со всеми барабанными тормозами

Схема устройства - Тоpмозной механизм пеpеднего колеса:
(а – метки на опорных пальцах;)

  1. щит;
  2. соединительная тpубка;
  3. колесный тоpмозной цилиндp;
  4. пеpепускной клапан;
  5. соединительная муфта;
  6. стяжная пpужина колодок;
  7. накладка колодки;
  8. тоpмозная колодка;
  9. защитный колпак;
  10. поpшень;
  11. уплотнительные кольца;
  12. пpужина поpшня;
  13. pегулиpовочный эксцентpик;
  14. опоpный палец колодки;
  15. гайка;
  16. болт соединительной муфты;
  17. пpокладки;
  18. опоpная втулка;
  19. болт pегулиpовочного эксцентpика;
  20. шайба